Храм Воскресения Христова

14.04.2012
By

«Что вы ищите Живого среди мертвых? Христос Воскрес!»

676813_800pxHoly_Sepulchre_Jerusalem (700x525, 86Kb)

Адрес: 1 Helena Str., Old City, P.O.B. 186, Jerusalem.

Храм возведен на месте, где был распят, погребен, а затем воскрес Иисус Христос. Вместе с храмом Рождества Христова в Вифлиеме – главный центр христианского паломничества, образец церквей-мартириев и архитектуры Святых мест. Первая церковь Воскресения Христова была заложена святой царицей Еленой и построена к 335 году. В дальнейшем храм несколько раз был разрушен, восстановлен, страдал от пожаров, перестраивался и расширялся. После очередного пожара 1808 года он был вновь отстроен в 1810 году и приблизительно в этом виде существует в начале XXI века.

Современный Храм Воскресения Господня — это огромный архитектурный комплекс, включающий Голгофу, ротонду — архитектурное сооружение с огромным куполом, под которым непосредственно расположена Кувуклия, Кафоликон (соборный Храм) являющийся кафедральным для патриархов Иерусалимской Православной Церкви, подземный храм Обретения Животворящего Креста, храм святой равноапостольной Елены и несколько приделов. На территории Храма Гроба Господня расположено несколько действующих монастырей, он включает множество вспомогательных помещений, галерей и т. п. Особое значение храма для истории христианства заключено в непрерывности его существования. Несмотря на ряд разрушений, причиненных иноверцами, он оставался в руках христиан с момента возведения, богослужения не прекращались, не пресекалось паломничество.

Храм разделен между шестью христианскими обществами представляющими три основные вероисповедания – православное, римо-католическое, антихалкидонское. Во избежание недоразумений общества соблюдают порядок служб, территориальные границы, существующие с 1757 года. Камень помазания находится в общем владении. Хранителями ключей храма является с 1246 года мусульманское семейство Нусейбе.

Организация пространства храма и его архитектурные формы уже с IV в. влияли на становление и дальнейшее развитие архитектуры и христианской иконографии, общий облик и отдельные детали воспроизводились разными видами искусства.

676813_800pxMadaba_map (700x490, 152Kb)

676813_Plan_of_golgotha (548x419, 72Kb)

676813_004228 (700x343, 150Kb)

Главный вход

Фасад храма – образец романской архитектуры XII века. В сдвоенных люнетах портала первоначально находились мраморные барельефы Входа Господня в Иерусалим и Погребения (сейчас находятся в музее Рокфеллера в Иерусалиме).

676813_s2870_1242382668_2 (600x449, 82Kb)

676813_HolySepulcher011_002 (700x662, 176Kb)

Слева от входа находится колонна Святого Огня – одна из мраморных коринфских колонн, оформляющих портал. Она была чудесно расколота почти наполовину в Великую субботу 1634 года от сошедшего Благодатного Огня.

676813_800pxRassechennaya_kolonna_VS_2009 (700x525, 90Kb)

В правом, северо-восточном углу двора наружная лестница ведет к небольшой часовне, служившей вестибюлем Голгофского придела. Ныне она называется часовней Богоматери Скорбящей, иногда упоминается как часовня Совлечения риз в воспоминание о том, как римские солдаты делили между собой одежды Распятого. Под римо-католическим приделом, на 1-м этаже, отдельный вход ведет в православный паракклесион преподобной Марии Египетской.

Голгофа

Свой современный архитектурный облик Голгофа приобрела в результате ремонта храма в 1810 году. На святом месте Распятия пребывает лишь сама скала, которую строители и реставраторы разных эпох усекали, выравнивали, обтесывали; сегодня ее размеры составляют 4,5х11,5х9,25 м. На скалу ведут 2 лестницы: правая начинается сразу от дверей храма («латинский всход» ведет к римо-католичскому приделу), левая – со стороны кафоликона («греческий всход» ведет к главному православному приделу). 2 нефа, разделенные приземистыми массивными столпами с аркой между ними, образуют православный и католические приделы Голгофы, который в византийское время они составляли единый храм.

676813_s2870_1242383001_1 (400x600, 78Kb)

676813_s2870_1242384035_1 (479x332, 72Kb)

676813_ChurchoftheHolySepulchre24 (466x700, 130Kb)

676813_1333269493_004 (518x700, 332Kb)
Православный престол, высотой в метр, выполнен из розового мрамора; под престолом находится отверстие, в которое был водружен Крест Распятия. Поверхность скалы скрыта мраморным полом, лишь справа и слева от престола в застекленных проемах можно видеть серый камень самой Голгофы и трещину, прошедшую через всю скалу в результате землетрясения в момент смерти Спасителя.

676813_Calvary_stone_Holy_Sepulchre_2010_4 (700x466, 129Kb)

Южный придел церкви Голгофы – Пригвождения ко Кресту – принадлежит римо-католикам-францисканцам. Он приобрел современный вид в результате реставрации в конце 1930-х годов по проекту А. Барлуцци. От мозаик времени крестоносцев сохранился лишь фрагмент композиции «Вознесение Христово» на своде центральной арки. Серебряный алтарь (мастер Д. Портиджани) поставлен на месте, где прибивали ко Кресту руки и ноги Спасителя.

676813_s2870_1242384958_1 (479x330, 76Kb)

Внутри храма, напротив входа, лежит Камень помазания, покрытый красной мраморной полированной плитой толщиной в 30 см., на боковых сторонах которой по периметру вырезан греческий текст тропаря святому Иосифу Аримафейскому. Снятие Господа с Креста изображено на большом мозаичном панно, стилизованном под византийский образец, на стене, непосредственно за Камнем помазания. Мозаика была выполнена в 1990 году В. Цоцонисом. Над Камнем – 8 лампад (4 – православные, 2 – армянские, 1 – латинская, 1 – коптская).

676813_1761081 (700x466, 170Kb)

676813_DSC_0354 (700x468, 269Kb)
Часовня Гроба Господня, или Кувуклия, стоит слева от Камня помазания, под сводами ротонды. По бокам от входа в Кувуклию – невысокие мраморные преграды со скамьями, за которыми стоят высокие канделябры, принадлежащие римо-католикам.

676813_VhrameGrobaGospodny1200x800 (700x466, 86Kb)

676813_12 (700x525, 239Kb)

Над дверью в 4 ряда висят лампады (по 13 православным, римо-католикам и армянам). Одно из украшений Кувуклии – русская резная серебряная сень 1-й половины XIX века с 12 иконами святых апостолов.

676813_f_20962735 (700x586, 377Kb)

Кувуклия (8,3х5,9 м) состоит из 2 частей: западной, 6-угольной в плане (2,07х1,93 м), где заключается Гроб Господень, и восточной (3,4х3,9 м.), где расположен придел Ангела. Пьедестал с частью священного камня, отваленного Ангелом, находится посреди часовни и служит престолом при совершении архиерейской православной Литургии на Гробе Господнем ). В часовне 15 лампад (в 3 ряда, по числу основных исповеданий). В северной и южной стенах – овальные оконца для передачи Благодатного Огня (откуда берется Благодатный Огонь, можно узнать на сайте http://www.iksinfo.ru). Вход из придела Ангела в пещеру Гроба Господня украшен мраморным порталом. Слева при входе изображены жены-мироносицы, справа – простирающий к ним руку Архангел Гавриил, вверху портала – мраморный полог с надписью по-гречески, воспроизводящей слова ангела: «Что ищете Живого среди мертвых? Его нет здесь, Он воскрес».

676813_s2870_1242387562_5 (479x478, 92Kb)

Пещера Гроба Господня – небольшая камера, почти наполовину занятая справа каменным ложем, покрытым мраморной плитой-трансенной. Плита появилась в Кувуклии в 1555 году т.к каменное ложе без закрывающей плиты было сильно повреждено. В западной части плиты от усердия богомольцев образовалось заметное углубление. На мраморной полке, идущей по сторонам Тридневного ложа, помещены 3 иконы Воскресения (от каждого из христианских исповеданий). Ктиторская надпись над дверью называет создателя Кувуклии – греческого архитектора Н. Комниноса, замученного турками в Константинополе на Пасху 1812 года.

676813_526720080122jerusalemtombofjesus (525x700, 331Kb)

В западной части к кувуклии пристроена часовня Главы, принадлежащая Коптской церкви. По преданию, здесь («у главы») сидел второй ангел.

676813_500325677_b57f0d949c_b (700x525, 237Kb)

Множество приделов расположено вокруг кувуклии в ротонде, делящейся по вертикали на 3 яруса. 2 верхних яруса опираются на 6 квадратных в плане столбов и 10 коринфских колонн. В 1810 году в целях укрепления конструкции западные столбы и колонны были соединены стеной и внешнее кольцо ротонды оказалось поделено перегородками на отдельные небольшие комнаты и хранилища. Нижний ярус ротонды имеет 3 апсиды с южной, западной и северной сторон.

Триумфальная арка

Невысоким, в одну ступеньку, подиумом Кувуклия соединена с Триумфальной аркой и открывающимся за ней храмом Воскресения. Перемычка под аркой содержит со стороны кафоликона надпись на греческом: «Радуйся, Сионе, святая Матерь Церквей Божиих!» В проходе арки устроены слева и справа небольшие балконы, обращенные в сторону Кувуклии, на которых до 1917 года размещались при торжественных богослужениях консулы и другие почетные представители главных православных держав – России и Греции.

Храм Воскресения Господня (Кафоликон)
Ранее храмовый комплекс Гроба Господня состоял из нескольких обособленных святилищ: ротонды, непосредственно содержащей Кувуклию, Голгофских (православной и римо-католичской) приделов и соборного храма Иерусалимской Православной Патриархии. Базилика крестоносцев объединяла эти объекты в едином внутреннем пространстве. Ныне кафоликоном (соборным храмом) Воскресения Господня в называют «срединный» объем комплекса храма, выгороженный особыми, не доходящими до сводов стенами, сооруженными после пожара 1808 года. Греческая перестройка того времени изменила композицию сооружения: кроме боковых стен появился высокий иконостас. С литургической точки зрения было достигнуто единство храмового пространства, создана необходимая молитвенная атмосфера для православного богослужения.

676813_holychirchjerusalem_002 (700x468, 141Kb)

676813_529120080123jerusalemholysepulchrecatholicon1376x501 (376x501, 69Kb)
Купол кафоликона, меньший из 2 куполов храма, расположен над западной его частью. Точно под куполом на специальной вазе-подставке помещена мраморная полусфера, обозначающая место, именуемое «мезомфалос» – «пуп Земли».

676813_Pyp_zemli2 (700x230, 50Kb)

В куполе помещено мозаичное изображение благословляющего Христа Вседержителя в окружении Божьей Матери, святого Иоанна Предтечи, архангелов Михаила и Гавриила, 12 святителей. Между 8 окнами барабана, в нишах,- изображения серафимов и херувимов. Над иконостасом – галерея с 3 выступающими в храм амвонами (маленькими балкончиками).

676813_DSC00135 (700x393, 211Kb)

Кафоликон является кафедральным собором Иерусалимского Патриархата.

Вся восточная часть кафоликона, включая иконостас, солею с 4 ступенями, 6 колонн на ней, северный и южный входы в алтарь, представляет собой единый ансамбль из розового мрамора.

В комплекс подземных храмов входит церковь Святой Елены, Церковь Обретенья Креста, часовня святого Вардана Полководца.

676813_3469657959_874db8c8f6_b940x310 (700x230, 50Kb)

Территория площади перед входом в храм почти целиком принадлежит Иерусалимской Патриархии. В левом углу двора возвышается колокольня ( арх. Журден). Храмы в левой части двора, выходящие апсидами на западную сторону площади, имеют общий вход слева от портала храма, рядом с колокольней.

676813_1333269534_005 (450x281, 26Kb)
Под колокольней расположена церковь Сорока Севастийских мучеников, являющаяся усыпальницей Иерусалимских патриархов. Крест, увенчивающий иконостас, поддерживают 2 резных декоративных дракона, символизируя освящение Голгофской Жертвой всего тварного мира.

Слева от церкви Сорока мучеников под открытым небом находится церковь Жен-мироносиц, без крыши, только иконостас имеет небольшой козырек, предохраняющий иконы и внутреннее убранство алтаря. Посреди храма небольшой беломраморный киворий указывает место явления Воскресшего Господа святой Марии Магдалине.

Слева от церкви святых Жен-мироносиц, в западной части двора, помещается церковь святого Иакова, которая является приходской для православных Иерусалима. В западной части храма, в притворе, находится чудотворная икона Божией Матери.

Из общего вестибюля описанных храмов широкая каменная лестница ведет на 2-й этаж, где расположена патриаршая домовая церковь равноапостольных Константина и Елены. Одна из древних икон храма – Иорданская икона Божьей Матери, почитаемая чудотворной.

676813_120322_9 (525x700, 254Kb)
Восточную сторону площади занимает православный Авраамиев монастырь, главный храм которого, расположенный на 2-м этаже, имеет символическое значение горы Мориа, т. е. места, где праведный Авраам намеревался в знак покорности воле Божией принести в жертву сына Исаака. Из церкви имеются проходы на Голгофу и в алтарь церкви Воскресения.

Алтарь монастырской церкви Двенадцати апостолов, по преданию, воздвигнут на месте, где стоял во время распятия Спасителя евангелист Иоанн Богослов. На 2-м, правом престоле, посвященном Страстям Господним, хранится часть Колонны бичевания из дома первосвященника Каиафы.

К северу от монастырских дверей находится вход в армянскую церковь апостола Иоанна Богослова. В северо-восточном углу двора дверь между часовней cвятой Марии Египетской и церковью Иоанна Богослова ведет к лестнице, на нижнем пролете которой расположенакоптская церковь архангела Михаила, на верхнем – эфиопская церковь Тетраморфа.

В южной стороне площади, напротив входа в храм, расположена Малая Гефсимания – подворье Гефсиманского Успенского монастыря. Здесь хранится плащаница Богородицы. Плащаница представляет собой вырезанное на доске по контуру двустороннее изображение Богоматери размером около 1 м. Серебряно-вызолоченная риза «в венцах, сияющих драгоценными камнями». По иконографии, материалу и типу исполнения плащаница – произведение русско-иерусалимского церковного искусства XIX века, ее копии известны в российских храмах.

По материалам Православной энциклопедии, википедии, фото jerusalemshots.com

Вам будут интересны другие статьи:

Метки: , , ,

ДЕВУШКИ, ДЕВУШКИ, ДЕВУШКИ,,,

Бокс9 Чапман 34

Новости

Статистика