Что не говорите, а наши люди любят брать деньги в долг (http://www.lnmoney.ru), при этом редко задумываясь о том, чтобы их вовремя вернуть. Коллекторское агентство Morgan & Stout провело подробный анализ характеристик должника.
Портрет неплательщика включает в себя, помимо половозрастных характеристик, ряд дополнительных параметров, в частности, поведенческие модели, типичные реакции на информирование о задолженности, классификацию причин возникновения долга.
1. Половозрастные характеристики. Показатели данного пункта не подвержены резким изменениям.
Так, портрет среднестатистического банковского должника остается практически неизменным последние 3 года, за исключением роста размера задолженности, причем как у мужчин, так и женщин.
Портрет неплательщика можно представить следующим образом:
- Мужчина – 37 лет, женат, образование – среднее, среднее специальное. Долг – 28,5 тыс. руб.
- Женщина – 40 лет, замужем, образование – среднее, среднее специальное. Долг – 23,6 тыс. руб.
Портрет неплательщика за услуги ЖКХ несколько отличается от банковского, но также остается неизменным для своего сектора:
- Мужчина – 40-45 лет, женат, образование среднее, среднее специальное. Долг – 6,5 тыс. руб.
- Женщина – 45 лет, разведена, образование среднее, среднее специальное. Долг – 6 тыс. руб.
Изменения параметров портрета должника по сравнению с прошлыми годами не коснулись половозрастных и социальных характеристик. Что касается качественных характеристик, состав заемщиков, особенно в период 2008-09 гг., действительно претерпел изменения и пополнился ранее добросовестными плательщиками, попавшими в сложные жизненные обстоятельства.
2. Поведенческие модели и реакции на информирование о наличии долга
Поведенческие модели банковского должника варьируются (% от общего количества фактов информирования о долге):
- признание наличия долга и готовность сотрудничать (спокойная реакция) – 70%
- признание долга, но отказ от общения, уверенность в собственной безнаказанности (вызывающий тон) – 20%
- отказ от признания долга (не брал кредит, давно заплатил – вызывающий тон) – 7%
- отказ от общения в принципе (категорический отказ) – 3%
Поведенческие реакции должника по ЖКХ:
- спокойная реакция – 70%
- вызывающий тон – 20%
- категорический отказ от общения – 10%
3. Причины задолженности
В качестве основной озвучиваемой причины при возникновении банковского долга выступает блок «сложных жизненных обстоятельств». Он включает в себя:
- потерю работы – 40%
- существенное уменьшение доходов – 23%
- болезнь, травмы – 19%
- переоценку своих возможностей – 18%
Причины неоплат счетов ЖКХ:
Услуга не воспринимается как товар – подавляющее количество должников.
Недовольство качеством предоставляемых услуг – до 50% должников.